ВО ЧТО ВЕРЯТ ВЕРУЮЩИЕ?
«Да не смущается сердце ваше;
Веруйте в Бога и в Меня веруйте»
(Евангелие от Иоанна, гл.14, ст.1)
Дорогие братья и сёстры.
Ответ на вопрос, предложенный в заглавии, обычно ни у кого не вызывает сомнения: верующие верят в Бога или богов. У разных народов и разных людей своя вера. Хрестоматийной является и классификация религий (вер). Есть три крупные мировые религии: христианство, ислам, буддизм. Каждая, правда, ещё разделена на множество деноминаций, юрисдикций, толков, согласий и сект. Далее, национальные. Из крупных – иудаизм, синтоизм, даосизм. И наконец, родо-племенные культы, присущие малоцивилизованным (в нашем понимании) народностям.
Примерно такие сведения вы найдёте в любом словаре, энциклопедии или учебнике по религиоведению. Но не всё общепринятое истинно. Давайте посмотрим, как дело обстоит на самом деле.
Если мы внимательно будем читать Евангелия, то обнаружим, что Христос почти всегда обращается вовсе не ко всем людям, но лишь к узкому кругу учеников. Поэтому он и ставит условия, подобные этому: «И всякий, кто оставит дома, или братьев, или сестёр, или отца, или мать, или жену, или детей, или земли, ради имени Моего, получит во сто крат и наследует жизнь вечную; многие же будут первые последними, и последние первыми» (Мф.19:29-30). Человеку, решившему последовать за Ним, Он не позволяет даже похоронить отца. Другому говорит – продай имение своё. Известные евангельские фразы: нельзя служить двум господам, Богу и мамоне (т.е. выбирайте, или Я, Христос, или мир); узок путь, ведущий в жизнь вечную; много званых, но мало избранных; не о всех прошу, но о тех, которых Ты дал Мне (молитва Иисуса к Богу Отцу). Можно примеры множить и множить. Христос изначально знает, что принадлежат ему лишь избранные, немногие.
Но как же так? Ведь христианство прошло триумфальным шествием по всем континентам; считается, что христиан в мире более 2-х миллиардов человек. Вот в том-то и вопрос, христиане ли они?
Обычно приверженцами той или иной религии считают людей (да и сами они так считают), верящих в Бога или богов – Пресвятую Троицу, Аллаха, Иегову, Митру, Кришну и т.д. и особым образом выражающих свою веру – в жертвоприношениях, религиозных обрядах, культах и ритуалах.
Позвольте, но разве этому учили основатели религий? Разве они заповедовали придумывать сложные богослужебные ритуалы, строить роскошные культовые здания – храмы, мечети, пагоды; создавать золотые, серебряные, инкрустированные драгоценными камнями предметы культа - чаши, подсвечники, курильницы для благовоний, роскошные облачения и головные уборы для особой касты священнослужителей? Ничему подобному не учили ни Христос, ни Мухаммад, ни Будда, ни вечно гонимые пророки иудейские. Невозможно их представить шествующими во главе толпы своих последователей в одеяниях, подобных папе Римскому или патриарху Московскому. Наоборот, они провели земные дни свои в предельной простоте и даже нищете и к этому же призывали своих последователей.
Чему же учили они? Они учили следовать пути, состоящему в работе над собой, в преображении (преобразовании) ума и духа. Можно сказать, что этот преобразующий путь есть условие, необходимая подготовка человека для встречи с Богом. Без неё такая встреча не состоится, ибо несовершенный человек, полный суеты, страстей, житейской многозаботливости просто не способен воспринять Божественное Совершенство. Бог не откроется ему. И удивительным образом у людей пути, к какой бы религии (вероисповедованию) они ни принадлежали, темы духовной работы весьма схожи: методики (именно методики или технологии) уничтожения страстей – путь к бесстрастию, достижение чистоты сознания, трезвение как непрестанное самонаблюдение и самокоррекция и др. И образ жизни, потребный для этой работы, тоже похожий – как правило, уход от мира, отказ от семьи, самоограничение (отказ от мирских удовольствий). Другими словами, работа не может исполняться лишь частично, время от времени (как особые молитвенные дни или посты у обычных верующих), она требует самоотдачи. Человек не может быть одновременно учеником и ещё кем-то. Духовная работа – это жертва, самоотречение, мужество.
С простыми адептами той или иной религии, живущими в миру, участвующими в отправлении культа (богослужениях), где-то себя тоже ограничивающих, например, постясь, стараясь жить благочестиво, жертвующих, но не собой, а деньгами, материальными ценностями (да и то, как правило, не очень-то в ущерб себе) люди пути имеют мало общего.
Это подобно тому, как есть спортсмены, а есть болельщики. Дело болельщика – кричать, свистеть, размахивать флагами и другими предметами, раскрашивать лица. Дело спортсмена – путём усиленных и правильно организованных тренировок, дисциплины и самоограничений (режим дня, рацион питания) стремиться к достижению мастерства. Жизнь и образ мыслей хоккеиста ближе к футболисту, чем к хоккейному болельщику.
Так и здесь. Принадлежность к той или иной религии для людей пути – не единственный критерий духовного единства. Для них немыслимо, например, участие в религиозных войнах, они не будут с остервенением доказывать, что их религия более правильная.
Мы приходим к такому выводу. В мире на самом деле существуют только две религии – религия пути (исихасты, аскеты-подвижники в христианстве, суфии в исламе, дзэн в буддизме, даосы, йогины) и религия культа, обряда. Различия внутри этих религий – это уже частности. Подобно тому, как и в спорте есть разные методики тренировок, но все они призваны привести к одному результату – мастерству, победе. И есть разные болельщики – разных видов спорта и разных команд. Но все они одинаково кричат, свистят и машут флагами.
И как в спорте – одни занимаются спортом, а другие болеют, так и в религии – одни работают, и достигают духовного совершенства, а другие – верят, и… ничего не достигают.
Желаю каждому из вас Встречи. Но для этого вы должны быть среди работающих, а не только верующих.