Психология социального отчуждения (вступление)

Б. Н. Алмазов

ПСИХОЛОГИЯ СОЦИАЛЬНОГО ОТЧУЖДЕНИЯ
Лекция 1

Эта книга предназначена тем, кто причастен к работе с людьми, в судьбе которых «как-то все не так». По своему стилю она не учебное пособие, не монография и даже не реферат, я не хотел никого учить, а, тем паче, с кем-то спорить. Единственная цель, которую я поставил перед собой, высказать свою точку зрения, на что мне дает право, как я считаю, отношение читате-лей к книгам предыдущим, принятым и понятым студентами вузов психоло-го-педагогической ориентации. Тем более, что здесь нет ничего надуманного. И если я вдаюсь в комментарии не только личных обстоятельств (онтогенеза личности), но и того, что называется ходом истории, то делаю это исключи-тельно с психологических позиций (с позиций филогенеза личности). Понят-но, из многих суждений, мнений, точек зрения, которые накопила литерату-ра, приходится выбирать лишь то, что нужно, опуская многое и многих, без-условно заслуживающих внимания, но таковы законы жанра.
Надеюсь, читать книгу будет если не полезно, то хотя бы интересно.

Вступление
«Призови меня в день печали, и я избавлю тебя» – я понимал эти сло-ва теперь совершенно иначе: прежде они вызывали у меня только одно представление об освобождении из заточения, в котором я находился, по-тому что хоть на моем острове я и был на просторе, он все же был настоя-щей тюрьмой в худшем значении этого слова. Теперь же я научился толко-вать эти слова совсем в ином смысле… об избавлении я больше не молился и не думал о нем: таким пустяком стало оно мне казаться.
Д. Дефо
«Приключения Робинзона Крузо»
Поскольку эта книга предназначена не тем, кто интересуется социальным от-чуждением вообще из отвлеченного интереса или с целью расширения кругозора (хотя и на этого читателя мы в какой-то мере рассчитываем), а тем, кто собирается работать с социально неприспособленными людьми или в какой-то мере участво-вать в их судьбе, нужно сразу сузить тему ( как то сложно составлено предложе-ние). Речь пойдет о тех вариантах отчуждения, где человек нуждается в социальной поддержке. Определенных усилиях со стороны общества и государства. Образно го-воря, если отчуждение рассматривать как некую аномальность («потеряв свое место в замкнутом мире, человек перестает находить ответ на вопрос о смысле жизни, в результате он начинает испытывать сомнения в себе самом» – Э. Фромм ), то реаби-литация есть способ терапии, а для правильного лечения нет ничего важнее пра-вильного диагноза. На нем мы и сосредоточим внимание, оставаясь психологом и в главном, и в деталях.
Для этого необходимо преодолеть известную инерцию, ведь в течение многих лет в нашем отечестве представления о социальной поддержке не выходили за рам-ки социального обеспечения, то есть гарантии крова и пропитания из жалости и со-страдания к людям, не способным о себе позаботиться, и лишь сравнительно недав-но, когда миновала непосредственная угроза голодной смерти, представления людей о социальной справедливости перешли в разряд заботы о достойном существовании. Теперь нас интересует не только факт (инвалид, безработный, бродяга и т. п.), а фе-номен – мировоззрение и самочувствие этих людей. И здесь, когда речь идет не о куске хлеба, а более тонких материях, таких как ценностные ориентации, социаль-ные позиции, личностные установки, без психолога обойтись невозможно. Мы должны ясно понимать и честно признавать, что общество и государство не в со-стоянии обеспечить каждому (три основы для возможности достойно существовать):
адаптацию как готовность принимать и выполнять требования среды как лич-ностно значимые смыслы (Ю. Клейберг);
идентификацию – готовность включиться в уклад жизни с присущими для нее ценностями (В. Петровский);
институализацию – принятие идеалов, на которых строятся правовые институ-ты, в качестве внутренних регуляторов поведения (М. Мид).
И оставить для некоторых, кому это не по силам, возможность не гнаться за официальным статусом, а отступить в мир воображения, во всяком случае тогда, ко-гда этот мир не враждебен обществу. Ведь известная деперсонализация (по Т. Ши-бутани) гораздо лучше насильственного приобщения к неприветствующей среде, так как способна примирить человека со многими житейскими неудачами. Придать его basic needs (самосохранения, принадлежности, самоуважения) иной вектор growth во избежание (по А. Маслоу) обостренной перцепции, переоценки себя, по-вышенной спонтанности, сосредоточенности, сопротивления «окультуриванию», идентификации себя с отрицательными героями и т.п.
Другими словами, обратить отчуждение на пользу человеку, чтобы, не обещая лишнего, окрасить привычный уклад жизни иными тонами, а в ландшафте обыден-ной жизни изменить, казалось бы, закосневшие пропорции. Легко ли это сделать, вопрос другого сорта. Начнем с того, что за скорлупой отчуждения как правило скрывается уязвленное самолюбие. А всякое прикосновение к язве болезненно в любом случае даже с лечебной целью, особенно неловкое и неумелое. Здесь нужны не только навыки (многие ими владеют, научившись на ошибках своих и чужих), но и знания. С последними дела обстоят похуже. К сожалению, учебная литература по социальной работе переполнена описаниями впечатлений и мнениями (гуманитар-ной публицистикой) из пресловутого практического опыта и здравого смысла – этой, по словам Л. Троцкого, «низшей формы интеллекта, достаточной лишь при из-вестных условиях. Достаточных, чтобы торговать, голосовать, руководить профес-сиональным союзом, но на арене более сложных обобщений обнаруживающих себя как сгусток предрассудков определенного класса и определенной эпохи». Да еще, по словам К. Юнга, принадлежащих «специалистам, с грехом пополам обученным пси-хологии, то есть точкам зрения (по большей части различным в своей основе) на те или иные правила, по которым нужно обращаться с человеком» . И дело здесь не только и не столько в естественном желании университетских преподавателей обой-тись без науки если обстоятельства позволяют. А в иррациональной природе самого предмета изучения.
Отрываясь от социального обеспечения с его материальными расчетами мы вступаем на зыбкую почву метафизики (по И. Канту). Развивая эту мысль, он при-шел к однозначному выводу, что душа, как и космос, познается нами в условных единицах, которые нам нужны вне природы самого объекта. Например, измерять в километрах расстояние до звезд конечно можно, но это вовсе не значит, что мы по-стигаем саму бесконечность. «В своей трактовке каждой теории личности следует исходить из того, какое отношение эта теория имеет к каждому из нас. Например, работники, получающие почасовую оплату, могут обнаружить, что концепция ре-жимов подкрепления Б.Скиннера проливает свет на их поведение на работе. Однако сомнительно, что чтение Скиннера поможет людям понять, почему они посещают религиозные службы. Здесь скорее будут полезны сочинения К. Юнга, посвященные роли символов и значимости Я» – отмечают Р. Фрейнджер и Д. Фейдман в своей ка-питальной работе «Личность» уже в наши дни.
Исходя из этих соображений, мы и попытались осмыслить проблему социаль-ного отчуждения сугубо прагматично, лишь в том ключе, который нужен для рабо-ты с живыми людьми в повседневной реальности, заведомо опуская умозрительные схемы, принадлежащие университетским преподавателям, черпавшим свои выводы из экспериментов, где в качестве лабораторных животных выступали их студенты. Может быть и несомненно мы не стали при этом ближе к истине (да и не стреми-лись к ней), но совершенно уверены, что наши схемы и приемы диагностического мышления своей логикой будут практически интересны для тех, кто занимается ре-альным делом.
Рекомендуемая литература
Клейберг Ю. А. Социальная психология девиантного поведения. – М., 1998
Мид М. Культура и мир детства. – М., 1988.
Петровский В. А. Личность в психологии: парадигма субъективности. – Рос-тов н/Д, 1996.
Полевая М. В. Феномен отчуждения в психологии. – Балашов, 1996.
Ядов В. А. Образ мыслей и образ жизни. – М., 1996.

Отправил mark_matv в 16. январь 2008 - 23:57.