Записки православного психолога: Черная пещера отчаяния

Записки православного психолога. Черная пещера отчаяния.

Она сидела вся в черном: платок, юбка, блузка. Она смотрела черными глазами и говорила так, как льется черная вода под подтаявшим льдом. На ее одутловатое лицо была как бы опущена черная вуаль страха и вины, сквозь которые был виден черный огонь ее отчая-ния. Радовало лишь, что этому огню еще хватало силы гореть.
Она ничему не верила, она надеялась, она была практически закрыта от любых влияний внешнего мира. Оставалась лишь щелка родственной памяти и вера во что-то высшее. Правда, это высшее было тоже за черной стенкой ее отчаяния, только изнутри.
Такая она и сидела, отделенная черными стенами отчаяния и от высшего и от внешнего, отогреваемая в своей пещере лишь огнем своего страдания.
Знаете, не столь уж важно, что довело человека до такого состояния. Какая канва событий и его жизненных выборов привела его в такую темную пещеру. Это все потом, когда соз-нание будет разбирать завалы ложных мнений и отношений. А сейчас важно лишь одно: понять, как впустить солнечный луч в ее пещеру?
В такие моменты нет места логике психологического анализа, нет памяти о себе и своем опыте. В такие моменты мое «Я» пристально глядит в твое «Ты». Это очень похоже на инстинкт лозоходца, чутьем и внутренним видением проникающего в твердую скорлупу земли, чтобы найти там источник жизни. И те слова, что рождаются после этого проник-новения, это слова отпирающие источник на волю. Они воспринимаются телом как удар посоха о скалу.
Как найти эти слова? Надо вобрать в себя движения, манеру говорить, манеру понимать, манеру сомневаться. Надо слушать как она оценивает в словах себя, садиста-мужа, своего ребенка, родную сестру. Как она смакует свою боль, как объясняет боль виной и как упи-вается этой виной. Виной, которая придает смысл ее отчаявшемуся существованию: найти вину, объяснить ее, наказать себя и надеяться, что от наказания боль уйдет. Она привыкла к боли и она даже боится потерять ее.
И еще глубже, сквозь вину и боль в изначальные чувства: робкую потребность в одобре-нии, в согласие платить собой за это одобрение, желание найти смысл себя в служении кому – то, страх принять в себя радость и благодарность. Маленькая забитая родителями девочка убегающая под стол и взрослая женщина, убегающая в смерть.
Нужны слова, открывающие источник в скале. Источник жизни в скале отчаяния.
Ты хочешь верить в Бога? Ты боишься это сделать? Ты связываешь Бога и родителей в одно целое и боишься их? Ты привыкла считать себя плохой?
« …27 И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; муж-чину и женщину сотворил их. 28 И благословил их Бог … 31 И увидел Бог все, что Он создал, и вот, хорошо весьма» [Бытие, 1.27-28,31].
Запуганная маленькая девочка ты хороша просто потому, что Бог создал тебя и это «хо-рошо весьма». Если совершенный Бог создал тебя по образу Своему, то кто имеет право сказать, что ты плоха? Бог ведь Любовь! И Любовь это сила преобразующая все. Где лю-бовь, там нет вины и боли. И если ты создана по образу Божиему, то основа твоего суще-ства является любовью. Попробуй любить себя так, как любит тебя Бог: безвозмездно и радостно. И тогда ни один садист не сможет отобрать у тебя радость, поскольку радость для садиста это яд. Полюби же любовь в себе и исцелись от яда гордого самобичевания! Сможешь? Хочешь? Прими!.

Руководитель православной психологической службы
Ицкович Марк Матвеевич
mark_matv@mail.ru, т. 3770014

Отправил mark_matv в 8. февраль 2008 - 20:10.